Особенности семейного микроклимата определяют поведение самых близких взрослых - мамы, папы, бабушек, дедушек, братьев и сестер. А маленький ребенок, не осознавая никаких скрытых и даже явных конфликтов, эмоционально воспринимает либо грозовую напряженность, либо постоянную тревогу и страх, или, если повезет, благотворное чувство покоя, радости, уюта.
Разумеется, никто специально не создает эмоционально неблагоприятного климат! для своего ребенка. Семья живет так, как она привыкла жить, бывает, что поругаются, покричат, обидят друг друга. Ничего страшною в этом нет. А ребенок? Что ж, он маленький, еще не понимает. Вырастет - поймет. Да и вообще это неплохо для него, ему ведь тоже с людьми жить!
Такая точка зрения - самая распространенная. Большинство из нас совершенно не учитывает эмоциональных потребностей ребенка, по сути, игнорирует их, считая излишней роскошью. А ведь это ребенку гораздо важнее, чем материальные атрибуты достатка: одежда, коляска и т. д. Все это для взрослых, чтобы они радовались, вызывая друг у друга зависть. А для ребенка пока несоизмеримо важнее эмоциональный покой, мирное и радостное общение с родителями, стойкий и надежный контакт с ними. Потом добавятся и другие контакты со взрослыми и детьми. Радость человеческого общения останется для растущего ребенка основной и непреходящей ценностью.
Опыт общения, понимания другого человека, его целей, стремлений, мотивов его действий и чувств ребенок получает в своей собственной семье. Если семьи нет (например, ребенок с рождения воспитывается в Доме ребенка, детском доме, интернате), то он сильно отстает в развитии. Причем отставание в области интеллекта при надлежащей организации обучения выравнивается, а вот в эмоциональной области ребенок, не получивший соответствующих контактом и раннем возрасте, остается «слепым» на всю жизнь. Внешне он может быть весьма эмоционален: плачет, смеется, кричит, причем не меньше, a больше, чем другие. Но это говорит скорее о возбудимости его центральной нервной системы, о ее слабости, нежели о чувствах. Такому ребенку чрезвычайно трудно ориентироваться в переживаниях других людей и понимать действия, связанные с этими переживаниями. Ему трудно поставить себя на место другого, почувствовать чужую боль, обиду или радость. Для него представляет большое затруднение общение, установление настоящей душевной близости с другим человеком.
Иногда аналогичная, хотя и не всегда столь резко выраженная, картина развития, а вернее, недоразвития эмоциональной сферы встречается у детей, имеющих внешне полноценную семью.
Есть несколько типов таких семей. Первый- это когда на ребенка (особенно на его переживания) не обращают внимания, ограничиваются лишь необходимым уходом за ним, одевают, кормят, лечат, делая все это равнодушно или с плохо скрытым раздражением. Второй тип - это семья, где отвергающая позиция родителей не так явно выражена, но вреда она приносит не намного меньше. Дети в таких семьях чаще всего нежданные, нежеланные. По имеющимся данным, случайно и без особого желания родителей появляются дети в 86 процентах семей, где возраст родителей-до 21 года. В этот же процент входят «условно желанные» дети, которые являются для матери средством привязать к себе и удержать мужчину. В семьях, где родителям 22-28 лет, процент нежеланных детей падает уже до 40, а после 30 лет - до 20 (в основном это касается второго ребенка). Детей в таких семьях ждут без радости, они часто воспринимаются как осложнение жизни взрослых, помеха. У матерей (особенно молодых) чувство материнства формируется медленно, их общение с детьми не окрашено положительными эмоциями. Если рождение ребенка не одобряется также родителями матери, друзьями, то в семье постепенно формируется отторгающая позиция по отношению к малышу.
На эту ситуацию дети реагируют по-разному. Одни - замыкаются, отчуждаются от эмоционально «холодных» родителей, пытаются найти близкого человека среди других взрослых (им может стать бабушка или старшая сестра, например). Иногда такие дети даже с удовольствием ходят в детский сад, поскольку им там лучше, чем дома. Другие - погружаются в мир фантазий, придумывая себе друзей, семью, пытаясь разрешить свои проблемы хотя бы в сказочной форме. Некоторые дети стараются всячески понравиться своим родителям, ведут себя льстиво и угодливо, а при неудаче начинают обращать на себя внимание другими доступными способами- истериками, грубостью, агрессией. Они как бы мстят родителям за равнодушие и нелюбовь.
Как закрепляется неправильное поведение? Или Что такое реакции протеста?< | >Колики и запоры у детей |
---|