Вернемся к душевному развитию ребенка. Как доброе расположение к малышу оказывает благотворное на него влияние, так и различные ненормальности в душевном настроении родителей сильно его повреждают.
«Есть непостижимая для нас связь души родителей с душею детей,- пишет св. Феофан Затворник,- и мы не можем определить, до какой степени простирается влияние первых на последних: и вместе, до какой степени, при заразительном влиянии первых, простирается милосердие и снисхождение Божие к последним. Бывает, что оно прекращается, и тогда заготовленные причины приносят свой плод. Потому, дух веры и благочестия родителей должно почитать могущественнейшим средством к сохранению, воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях»[1].
Подобным же образом дух неверия и безнравие родителей отражаются на ребенке. Новорожденный младенец уже несет в себе от родителей греховное начало. Как Богодарованное в нем, так и греховное равно ищут в родительских настроениях образ, запечатлевая который, то и другое получает развитие, закрепляется в ребенке, обретает силу. Вне этого запечатления внутренние силы детской души не скоро получат свое развитие, слабые резервы как добра, так и зла и лукавства могут вообще не проявиться ни в детстве, ни в юности и постепенно поднимутся и явятся лишь к зрелым годам. Независимо от примера родителей, в ребенке могут развиться только сильные стороны как Богодарованного, так и противного Богу характера.
Внутриутробное развитие - это время приобретения такого резерва, частью от Бога, частью от родителей. То, что от Бога, присутствует в душе младенца неведомым нам образом, да и то, что от родителей тоже вкладывается в душу преимущественно бессознательно. Одно только при этом нужно заметить: дурное вырастает легче и быстрее. Доброе требует сугубого труда, внимания и поддержки.
Нравственный характер в душе всякого ребенка находится в зачаточном виде и приобретается в зрелый образ только через пример нравственных действий взрослых. Поэтому душа ребенка нуждается в этом образе, она обращена к родителям.
Ребенок имеет расположение к принятию образа всякого действия, образа чувства, мысли, поступка. Это расположение имеет начальный духовный или душевный характер. Чтобы образоваться и получить возможность исполнения, необходим реальный пример, который ребенок или услышит, или увидит, или почувствует. Если этого образа-примера ему не передать, то дитя может никогда не узнать о том, что такое, например, милость, или, что такое жалость.
Когда пост для тела вреден?< | >Где ребенку брать пример смирения? |
---|