Эмоциональная защищенность, эмоциональная связь с матерью, постоянное ощущение своей нужности в семье дают ребенку возможность справиться с переживаниями, примириться с тем, что у мамы есть теперь еще один ребенок, а постоянное участие в заботе о нем, ненавязчиво организованное взрослыми, помогает со временем его полюбить. И наоборот, подозрительная атмосфера, когда старшего ребенка не допускают к младшему, отгоняют, часто ругают, способствует еще большей изоляции его в семье, а утрата им эмоционального контакта с матерью, всецело поглощенной новым ребенком, ведет к нагнетанию негативных переживаний, кончающемуся срывом.
Особенно тяжелыми являются ситуации, когда в связи с рождением малыша старшего ребенка устраивают в круглосуточную группу детского сада. Обида на мать, на нового ребенка, в результате этого усиливается. Обилие и интенсивность отрицательных эмоций достигают такой степени, что исправить последствия этого удается далеко не всегда.
В случае когда психотравмирующее воздействие слишком сильно и продолжительно, а также при особых личностных качествах ребенка, предрасполагающих к появлению и закреплению реакций активного протеста (в том числе и агрессивных), можно говорить о патологических нарушениях в поведении ребенка. Они свойственны в основном детям с остаточными явлениями органического поражения головного мозга, перенесшим родовую травму, сотрясение моизга в младенчестве и раннем детстве, эицефалитоподобные заболевания, менингиты, а также детям, больным эпилепсией. Для них характерно наличие выраженного вегетативного компонента (покраснение лица, потливость), нередко при сильном аффекте реакции протеста сопровождаются общим двигательным возбуждением.
Реакции протеста у таких детей отличаются значительно большей интенсивностью, обязательным выраженным агрессивным компонентом, нередко с оттенком жестокости, склонностью к повторению и фиксации. Возникают они в психотравмирующей ситуации по отношению к лицам, которых ребенок воспринимает как причину неприятных переживаний, но нередко вскоре переносятся и на другие ситуации, а агрессивные реакции могут быть направлены и на людей, непричастных к конфликту. Так, при конфликте с воспитателем в детском саду непослушание, грубость и агрессия начинают проявляться в отношении любых взрослых в детском саду или даже вообще всех «чужих» взрослых. При обиде на врача (особенно у маленьких детей) закрепившийся образ человека в белом халате как врача мешает в дальнейшем при помещении ребенка в ясли или детский сад, санаторий. При семейных конфликтах недовольство ребенка может быть направлено вообще против всех взрослых.
Поскольку в детском возрасте поведение такого рода легко входит в привычку, его не всегда удается направить в нужное русло простыми психолого-педагогическими методами. В этих случаях необходима консультация у психоневролога или детского психиатра.
В целом источники агрессивного поведения детей дошкольного возраста обусловливаются, с одной стороны, биологическими, характерологическими особенностями, темпераментом, эмоциональной возбудимостью, а с другой - социальными причинами: положением в коллективе или семье, степенью удовлетворенности этим положением, умением общаться со сверстниками, развитием игровых навыков и степенью овладения другими видами деятельности, ценящимися в группе.
Внимание к ребенку, умелое руководство его поведением, предупреждение упрямства и капризов, на основе которых в дальнейшем может сформироваться и развиться агрессивное поведение, выработка у ребенка навыков общения, предоставление ему возможности контактировать с другими детьми, организация совместных игр в условиях теплого, ровного эмоционального климата в семье может предупредить появление агрессии у ребенка или не допустить ее дальнейшего развития.
Грипп и ОРВИ у детей: признаки болезни и лечение< | >Как помочь ребенку при ожоге? |
---|