Часть жидкости можно вводить в виде овощного или фруктового отвара из яблок, а также вымытой яблочной кожуры. Если грудного, в том числе и донорского, молока нет, используют адаптированные кисломолочные смеси.
Кислые смеси имеют значительные преимущества перед сладкими смесями. Количество пищи нужно увеличивать осторожно с каждым следующим днем на 100-150 г в сутки. На вторые-третьи сутки к грудному молоку добавляют 1 % творог (если ребенку в сутки дают 200 г грудного молока, то творога - 2 г).
Прикладывать к груди матери больного ребенка можно в зависимости от его состояния на 3-4-й день на 5-6 минут, добавляя при этом в его рацион рисовый отвар в объеме от 100 до 300 г в день. Постепенно надо увеличивать длительность каждого кормления младенца грудью. Недостающую по объему пищу все время дополняют жидкостью. В дальнейшем объем пищи увеличивают, вводят в рацион тертое яблоко, желток и по мере улучшения состояния ребенка, к концу 5-6-го дня, количество молока, пищи доводят до полной возрастной нормы.
С постепенным увеличением количества пищи соответственно уменьшают количество жидкости, даваемой ребенку в качестве питья. Затем появляются различные каши, фруктовые гомогенизированные пюре, овощные пюре и супы. Особенно полезно яблочное пюре. Для детей грудного возраста его можно сочетать с грудным молоком и кефиром (20 % от общего суточного объема пищи). Еще много лет тому назад ученые предложили лечить кишечные заболевания у детей сырыми тертыми яблоками, содержащими минеральные соли, витамины. Применение яблочного пюре способствует более быстрому улучшению общего состояния ребенка, нормализации стула из-за большого содержания в нем пектиновых веществ, богатых кальциево-магнезиальными солями. Пектин - это коллоид, обладающий способностью связывать воду и набухать. Когда он проходит по кишечнику ребенка, то там образуется пенистая масса, которая адсорбирует остатки пищевых веществ, газы, токсины и бактерии. В кислой среде пектина легко отщепляется кальций, действующий противовоспалительно на слизистую кишечника. Благоприятное влияние яблочной диеты объясняется также содержанием в ней органических кислот, обладающих бактерицидным действием. Содержащаяся в яблоках лимонная кислота положительно влияет на обмен веществ. Кроме того, пектиновые вещества яблока тонизируют кишечник, влияют на перистальтику, создают в желудочно-кишечном тракте благоприятные условия для всасывания и усвоения пищевых веществ.
При более легких формах желудочно-кишечных расстройств, когда общее состояние ребенка остается прежним, но у него появляется 5-8 раз в сутки жидкий стул желтоватого или зеленоватого цвета, иногда со слизью, пропускают одно кормление грудью и в это время дают ребенку слабый сладкий чай, рисовый отвар, подсоленную и просто кипяченую воду, настой шиповника. После этого ограничивают время кормления младенца грудью до 7-10 минут, а недостающее количество пищи дополняют питьем.
При искусственном вскармливании в первые 1-2 дня заболевания ребенок получает приблизительно половину, а затем 2/3 обычного количества пищи на каждое кормление, недостающий объем дополняют жидкостью. В дальнейшем количество пищи ежедневно увеличивают с учетом общего состояния ребенка под контролем врача.
Детям в возрасте после года при желудочно-кишечных заболеваниях также рекомендуется водно-чайная диета на 6-8 часов, после чего питание ограничивают: по 40-50 г пищи через 2 часа или по 60-80 г через 2,5 часа. В первые дни необходимы кислые молочные смеси, кефир, сухари, протертые каши на половинном молоке. На 2-3-й день - яблочное и овощное пюре, желток, овощные супы, а затем протертый мясной фарш, паровые котлеты, и к 5-6-му дню ребенка постепенно переводят на пищу, соответствующую его возрасту.
Длительного недокармливания ребенка ни в коем случае нельзя допускать, так как это способствует углублению нарушений в обмене веществ и понижению иммунитета. Но все же при назначении диеты нужно соблюдать осторожность, так как выносливость к пище у больных детей понижена. Пища должна содержать полноценные белки и жиры, легкоусвояемые углеводы, минеральные соли, витамины, но при этом необходимы щадящая кулинарная обработка и ограничение жира.
В совсем легких случаях желудочно-кишечного заболевания водно-чайная пауза не нужна, отменяют только прикорм на 1-2 дня, после чего ребенка довольно быстро переводят на питание, соответствующее его возрасту.
При желудочно-кишечных заболеваниях отмечается значительный дефицит витаминов, что объясняется нарушением всасывания, синтеза витаминов в пищеварительном тракте, где обычно образуется 9 различных витаминов, а также разрушающим влиянием патогенной флоры кишечника. Поэтому с первых дней заболевания ребенок должен принимать различные витамины, особенно витамины С, А, К, РР и группы В, некоторые из них дают в виде фруктовых соков, некоторые - по назначению врача в виде медикаментозных препаратов.
Наиболее частым проявлением нарушения пищеварения у детей являются срыгивание и рвота.
Срыгивание происходит очень легко, без предварительной тошноты, побледнения лица и других неприятных ощущений. Это случается обычно сразу же после кормления, чаще всего несвернувшимся молоком, без примеси желчи и слизи, общее самочувствие ребенка не страдает. У некоторых детей срыгивание отмечается даже несколько раз, почти после каждого кормления. Причиной срыгивания чаще бывает заглатывание ребенком воздуха (аэрофагия) при сосании, перекорм, а также быстрое изменение положения тела младенца после еды, поворачивание, качание его. Если ребенок сосет быстро и жадно, надо кормить его с перерывами в 1-2 минуты. Сразу же после кормления следует осторожно приподнять его вертикально, придерживая при этом головку. После этого надо осторожно положить ребенка в кровать. Заглатывание воздуха возможно также при сосании соски с отверстием вместо пустышки и при неправильном кормлении ребенка. Некоторые матери оставляют ребенка в кровати и дают ему бутылочку с молоком, чтобы он пил сам. В этих случаях вместе с молоком ребенок заглатывает воздух. Во время кормления малыша нужно держать на руках. Отверстие в соске должно быть маленьким, чтобы при сосании он не захлебывался. Такое отверстие можно проделать раскаленной иглой. Молоко из бутылочки должно вытекать не струйкой, а каплями. Бутылочку надо держать так, чтобы горлышко ее было все время заполнено молоком, иначе ребенок может насосаться воздуха.
Бывает и так, что ребенок срыгивает обильно и при этом плохо наращивает массу. В этих случаях нужно сразу показать его врачу.
Иногда у детей наблюдается так называемая невротическая рвота. Она часто появляется в период прикорма, при переходе к более разнообразной и густой пище. Ребенок отказывается от непривычной для него пищи, а при насильственной попытке накормить его возникает рвота. У нервных, возбудимых детей при насильственном кормлении вырабатывается условный рвотный рефлекс. При этом во время или сразу после еды ребенок рвотным движением выбрасывает пищу. Иногда рвота появляется у него при виде пищи, до начала кормления. Если невротическая рвота наблюдается у ребенка первого полугодия жизни, в некоторых случаях приходится переходить на более частые кормления с меньшим объемом пищи. Иногда хорошие результаты отмечаются при предварительном кормлении ребенка 10 % манной .кашей по 1-2 чайные ложки перед каждым основным кормлением. Таких детей целесообразно раньше переводить на прикорм. При лечении невропатии важнейшее значение имеет правильное воспитание ребенка. Прежде всего нужно строго придерживаться режима, кормить ребенка спокойно, без принуждений, угроз и разговоров на отвлеченные темы. Во время кормления все внимание ребенка необходимо сосредоточить на еде, заинтересовать его пищей, говорить только о пище, ее вкусе, приятном запахе. Детей старше года следует приучать есть самостоятельно, тщательно пережевывать пищу. Важно, чтобы еда была разнообразной, вкусно приготовленной и красиво оформленной. Несомненно, при всех нарушениях в состоянии здоровья ребенка необходимо сразу же обратиться к врачу.
Питание детей при экссудативном диатезе< | >Детская АПТЕЧКА на отдыхе |
---|