Если ребенок имел много любви и душевного участия от родителей, он, естественно, имеет, что дать, поэтому ведет себя нравственно, заботливо, попечительно, участливо и жертвенно. Он отдает себя.
На сегодняшний день большинство детей рождается с асфиксией любви. Степени этой асфиксичности различны, поэтому чувство некоторой душевной недостаточности в той или иной степени существует у всех. Этим объясняются многие крайности нашего поведения, которые выражаются в разных формах истязующей привязанности друг к другу. Отсюда разные претензии, которые мы предъявляем ближним, как следствие нашей привязанности к ним, наших притязаний. Несостоявшиеся притязания рождают претензии, неудовлетворенные претензии рождают различные укорения, возмущения, ненависть, в результате этого складывается вся драма наших отношений. Так как, фактически, все мы имеем ту или иную степень недостачи душевного тепла и любви, всем нам свойственны некоторые притязания по отношению к ближним, которые их не исполняют. Из-за этого притязания каждому из нас свойственна некоторая претензия к близким людям, отсюда происходит всякая раздражительность, обидчивость, претензии, укоры, разочарования. Фактически, для таковых людей дружба невозможна, ее будут заменять различные привязанности. Все это происходит не только сейчас. И во времена Василия Великого род человеческий находился в таком же тяжелом состоянии. Почему Василий Великий, постригая в монашество, категорически запрещал дружбу? Потому что во всякую дружбу незримо вплетает свои корни чувственная привязчивость, некоторый недостаток любви. Отсюда естественны различные притязания, потом претензии, из этого возникают возмущения, ссоры и даже месть друг другу. Мы же привели этот пример, чтобы показать, насколько глубоко испорчена природа человека и какое значение для всей жизни человеческой имеют внутриутробные и младенческие отношения ребенка с его родителями.
Мирянину же дружба не только разрешается, но даже и необходима, чтобы укрепить силы души - нравственную, попечительную, разумную. В мирской среде некоторые монашеские правила неудобоносимы. В Церкви силы души освящаются и облагораживаются. Освящаются, т.е. очищаются от большой доли притязательных отношений, из-за которых именно между друзьями происходят наиболее глубокие ссоры. Ссоры есть признак не дружбы, а притязаний друг ко другу, признак страстной привязанности.
Если человек пришел в Церковь и работает над собой, он все более облагораживается в своих отношениях. Печальнее всего, когда такая привязчивая дружба связывает людей в супружестве, из-за этого супружество нередко прекращается.
Господь покрывает< | >Об отложении своей воли |
---|